Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тодоровский пётр ефимович

Энциклопедический словарь

Тодоро́вский Пётр Ефимович (р. 1925), кинооператор и режиссёр, народный артист РСФСР (1985). Снял фильмы «Весна на Заречной улице» (с Р. Б. Василевским, 1956) и др. Поставил фильмы: «Верность» (1965), «Фокусник» (1968), «Последняя жертва» (1976), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1982), «Военно-полевой роман» (1984), «Интердевочка» (1989), «Анкор, ещё анкор» (1993), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроём» (1998) и др. Государственная премия Российской Федерации (1995).

* * *

ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович - ТОДОРО́ВСКИЙ Петр Ефимович (р. 26 августа 1925, г. Бобринец, Украина), российский кинорежиссер, оператор, сценарист. Народный артист РСФСР (1985). Заслуженный деятель искусств УССР (1967).

В 1943 попал на фронт, потом учился в пехотном училище. В 1954 окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека (см. ВОЛЧЕК Борис Израилевич)). Среди операторских работ: «Весна на Заречной улице» (совместно с Р. Василевским), «Два Федора», «Жажда». Затем самоучкой пришел в режиссуру, чтобы снимать «свое кино». В нем открылись многие дарования: драматурга, композитора, а, главное, режиссера. Его творчеству свойственны лиризм, мягкий юмор, смех, оттененный печалью, мужественный сдержанный драматизм, скромная поэтичность. Он проявил редкое умение работать на стыке жанров и делать человечное, доброе, «про жизнь», по-настоящему зрительское кино. С особой силой прозвучал его голос в фильмах, обращенных к судьбе военного поколения - режиссерский дебют «Верность» (1965), фильм, который в зрелые годы сам Тодоровский назвал «детским лепетом». Действительно, в 1990-е годы в фильмах этого цикла прибавилось горечи, жесткости, драматизма. Спали нецензурные путы, а главное, старше, мудрее стал сам режиссер. Теперь он яснее видит и глубже понимает трагедию своего поколения, у которого в социальном и политическом плане украли победу, оплаченную такой невыносимой ценой. Благодаря М. М. Хуциеву (см. ХУЦИЕВ Марлен Мартынович) экран запечатлел и сохранил образ одного из них - Петра Тодоровского («Был месяц май», 1970).

Тодоровский свободно себя чувствует практически в любом жанре: лирической комедии («Любимая женщина механика Гаврилова», 1981), мелодрамы («Последняя жертва», 1975), грустной притчи («Фокусник», 1968), и всегда это был жанр с поправкой на неповторимую режиссерскую индивидуальность Тодоровского. Даже авантюрная мелодрама «Интердевочка», первый отечественный фильм о валютной проститутке, вопреки материалу, сохранил милосердие и чистоту художнического взгляда.

1940-е - начало 1950-х годов - наша недалекая, но все более и более удаляющаяся от нас история. В трилогии Тодоровского: «Военно-полевой роман» (1983), «Анкор, еще анкор» (1992), «Какая чудная игра» (1995) - мы заново переживаем ее. Ни любви, ни свободы, ни самой жизни - здесь победитель не получает ничего. Кроме нашего уважения, любви, жгучего чувства вины и долга, который уже не оплатить.

В 2003 режиссер поставил фильм «Жизнь забавами полна».

Полезные сервисы

тодоровский петр ефимович

Большой энциклопедический словарь

ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович (р. 1925) - российский кинооператор и кинорежиссер, народный артист России (1985). Снял фильмы "Весна на заречной улице" (с Р. Б. Василевским, 1956) и др. Постановки: "Верность" (1965), "Фокусник" (1968), "Последняя жертва" (1976), "Любимая женщина механика Гаврилова" (1982), "Военно-полевой роман" (1984), "Интердевочка" (1989), "Анкор, еще анкор" (1993), "Какая чудная игра" (1995) и др.

Полезные сервисы